Поколение белорусских Гоголей

Андрей Жвалевский около 20 лет работал в белорусской полиграфической и издательской отрасли. Первым этапом была верстка книг, на втором этапе  — их издание  руководство этим процессом, а сегодня он их пишет. Андрей один из немногих, кто может позволить себе рассуждения на тему белорусского книжного рынка и его состояния.

Белорусская земля не оскудела талантами, т.к. на смену «титанам» вроде Василя Быкова пришли Наталья Батракова и Ольга Громыко, Тамара Лисицкая и Михаил Голденков, Дмитрий Беразинский и Евгения Пастернак. Но как оказалось, именно с такими авторами книжный рынок и бизнес в стране все хуже и хуже.

Верить ли цифрам?

Информационное министерство советует обратить внимание на производственные цифры, которые не гарантируют столь же высокого потребления, а во-вторых, при разговоре о литературе производство надо делить на 2, а если о художественном направлении, то на все 10.

Если поинтересоваться ресурсом Национальной палаты, то цифры за 2010 год вроде как впечатляют, но лидер топа «Харвест» является подразделением российского издательства «АСТ». К самой Белоруссии оно имеет посредственное отношение, т.к. в республике только печатаются книги, которые сразу же после станка отправляются в Москву.

Если пробежаться по списку, то окажется, что издательства, работающие по художественной литературе, начинаются с 31 позиции и это «Книгосбор». Оно ориентировано на классику и выпуск за 2010г составил всего 89 книг. «Мастацкая литаратура» на 43ем места с выпуском 66 книг в год. И это при том, что в Союзе писателей в целом по стране около 1000 человек.

Больше всего многих огорчило положение издательства «Кавалер», которое очень много лет работало над выпуском белорусской беллетристики, в 2009 году сумело выпустить всего 5 книг.

Неумение или нежелание?

Белорусские авторы художественной литературы страдают тем недостатком, от которого сумели избавиться производители деловой литературы – научились торговать. Ярким примером является штурм белорусского книжного рынка издательством «Аверсэв», а за российский рынок и читателя отчаянно сражается «Попурри». Художественным издательствам остается брать с них пример.

Здесь может играть роль и некоторый снобизм, мол, наше дело книги качественные выпускать, а дальше уже дело читателя, который сам разберется. Тут и кроется проблема в том, что не увидит даже самую качественную книгу в огромном предложении среди конкурентов. За рынком надо уметь следить и ухаживать, т.к. Интернет пока не для всех, хотя и представляет собой определенные перспективы.

Если подытожить, то можно сказать, что в Беларуси выросло «поколение Гоголей» в плане литературной судьбы. Ольга Громыко не Гоголь, но за нее спорят Беларусь с РФ также, как и Россия с Украиной. Выход есть, но не в растяжках с призывами читать книги, а в масштабной государственной пропаганде чтения, как было в СССР. Здесь важны не деньги, а идейные вдохновители-реализаторы, которым нужно оказать поддержку.

Обсуждение · Нет других отзывов

Оставить свой отзыв