Может ли спасти белорусскую литературу премия Гедройца?

Андрей Ходанович, который старался унять в себе Ивана Урганта; группы PortMone, которая больше подходит для клубного отдыха, нежели для музыкального сопровождения на вручении литературных наград; читка в пионерском стиле фрагментов из тех произведений, которые стали финалистами, в исполнении актеров «Свободного театра»; ликбез астрономического масштаба от Владимира Орлова и Владимира Некляева – все это то, что врезалось в память те, кто присутствовал в июне на церемонии награждения победителей премии Гедройца.

Призеры

Тройка литературных лидеров среди белорусских писателей никого не удивила, т.к. здесь все было логично и справедливо. Лидером стал Игорь Бобков со своим безупречным романом «Минутка». Произведение подводит итоги двум переломным последним десятилетиям 20 века с метафизической дистанции.

На втором месте оказался лихой эпатажный роман Артура Клинова «». Это произведение пытается рассказать о том, что происходит в Белоруссии «здесь и сейчас». Форма изложения несколько эксгибиционистская, вполне честная и довольно смелая.

На третьем месте оказался сборник рассказов, созданный Винцесом Мудровым, который называется «Багун».  В сборнике не просматривается четкое намерение высказаться о современности, но вся широта рамок сборника делает именно это, т.е. книга есть портретом Беларуси, а вовсе не ее сиюминутным портретом.

Положение дел

Все было бы хорошо, если бы об этой премии знало больше людей, в частности тех, кто торгует книгами. Все дело в том, что любопытные журналисты, присутствовавшие на награждении, спустя некоторое время решили пройтись по книжным магазинам, однако ни да дня, ни две недели, ни даже почти месяц после вручения премии Гедройца  никто о ней так и не узнал. Стоит ли говорить о том, что вся тройка лидеров так и не посетила полки многих государственных магазинов, специализирующихся на литературе?

Две книги, занявшие два первых места удалось найти у Логвинова. Да, здесь они красовались в первых рядах, однако сборник рассказов Винцеса Мудрова уже можно причислить к библиографическим редкостям. К слову, ее тираж так и остался за семью печатями.

Все приведенные факторы являются внешними индикаторами, но ни весьма показательны для современной Беларуси, где читательская аудитория есть и предпочитает новинки, написанные на родном языке. Но можно ли объем увеличить с помощью ежегодной премии? Жюри, выбирая лучшие прозаические произведения, выступает как некий эксперт, задающий определенные читательские ориентиры. Однако если исходить из того, что даже довольно приличные тиражи Бобкова и Клинова не сумели обеспечить белорусские книжные магазины, то что говорить о других изданиях? Как читатели смогут узнать о новых авторах, которые создают совершенные тексты на самые актуальные темы? К сожалению, ответ очевиден. 

Обсуждение · Нет других отзывов

Оставить свой отзыв