Адам, который собирал свои сведения от различных информаторов, был, возможно, не первым, кто дал названию wizzi такое объяснение. Его авторами могли быть викинги, которые хорошо знали этот регион. Как отметил В. Пименов, попытку Адама связать название Albani — Wizzi с латинским albus можно сопоставить с названием «Белое озеро», которое было своего рода метрополией вепсов. В 862 г., согласно «Повести минувших лет», на Белом озере якобы начел княжествовать варяг Синеус, полумифичный брат реального Рюрика или иначе Рорика (Hroerekr) Ютландского. Согласно «Повести минувших лет» вепсы были одним из народов, который «призвал» варягов: «реша руси чюдь, словени, и кривичи и весь: “Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами». Независимо от подлинности летописного сведения о Синеусе, викинги, несомненно, стремились установить контроль над водными путями вдоль нынешнего Волго-Балтийского канала, чтобы иметь доступ в Волго-Камскую Булгарию и страны Арабского Халифата. Установлено активное проникновение варягов на еще более отдаленную Ростово-Суздальскую землю (Rostofa и Surdalar или Sudrdalariki в скандинавских источниках). Богатые мехами земли к востоку от освоенных варягами территорий, от Урала до Белого моря, занятые вражескими скандинавам финскими племенами, предками коми и саамов, объединялись под названием Биармия (пермь в русских летописях, от парма – «тайга» на языке коми). Не исключена возможность, на которую впервые указал А. Новосельцев, что именно Белое озеро и Ростов были главными центрами Арсы-Артании – одной из «трех областей русов», про которую много писали арабоязычные географы X—XIII вв.
Так что, называние «Белое озеро» могло сначала возникнуть на скандинавском языке как омоним для «озера вепсов», а уже потом быть переведенным на древнерусский. Если же некий ярл или конунг действительно выступил консолидатором протогосударства вепсов в «стране Вису», то, возможно, и сочетание Белая Русь целиком сложилось у викингов как обозначение этого протогосударства. Финноязычные народы (возможно, и вепсы), называли варягов, в первую очередь шведов, ruotsi. Отсюда и термин русь, который в узком смысле обозначал дружины воинов, сначала в основном скандинавских, которые действовали в качестве катализатора процесса формирования государства на землях, заселенных восточнославянскими и финскими племенами. Как полагают многие исследователи, древнее поселение норманнов, так называемый «варяжский городок», было построено в давние времена против биармов на северном берегу Белого озера, на Киснеме. Форма, в которой название Белая Русь было известно в XIV в., Weizzen–Reuzzen, очень напоминает Wizzi Адама и может указывать на изначальный смысл: «вепская русь», или «белоозерские варяги». В таком случае Белая Русь может быть очень архаичным названием, восходящим еще к тем временам, когда не определился современный смысл собственно Руси! На многих картах XV—XVI вв. (их мы будем рассматривать ниже) Белая Русь локализировалась рядом с Белым озером. Созданная между 1320—1335 гг. шведская рифмованная «Хроника Эрика» при описании похода шведов на Неву в 1300 г. «Белым» называет Ладожское озеро (Hwita trдsk) и сообщает: «Белое озеро, как море… Русская земля лежит к юго-востоку от него, а Карельская – на север, так что озеро их разделяет».
До сих пор в научный оборот не введены никаких скандинавские памятники письменности, которые непосредственно содержат название Белая Русь (Hwita Rytzland?), однако большую роль в передаче исторических и географических знаний у скандинавов сыграла устная традиция. Заметим, что многие ранние скандинавские географические работы подают сведения Исидора об Албании в контексте, близком к упоминанию Адамом Бременским «албанов» — «висов». Например, рассказ о народах-великанах, созданный не позднее начала XIV в., сообщает: «В Великой Швеции есть албаны, белые, как снег, и цветом волос, и кожей, пока они не состарятся; у них золотые глаза, и ночью они видят лучше, чем днем». «Великой Швецией» (Suitiod hin micla) скандинавы считали крайний восток Европы – все области, которые примыкали к ним с востока, в том числе и Русь. Как и Адам, рядом со своей Албанией они помещали «страну женщин» — Квенланд (Quenland). И когда одни скандинавские источники, наиболее близкие к «Этимологиям» Исидора, помещали Квенланд на север от Индии и Бактрии, согласно другим, возможно составленным под влиянием Адама Бременского, она находилась рядом со Скандинавией, на север от Биармии. Вслед за учеными античности скандинавы считали Албанию одним из самых холодных мест на земле.
Очень интересна сама этимология слова «Квенланд». Собственно говоря, квены – это другое название финнов, которое, возможно, происходит от финского kainu – «болота». Такое же значение имеет и современное самоназвание финнов – suomi. Однако скандинавские ученые-схоласты при объяснении этнонима «квены» исходили из древнегерманского слова, которое обозначает «женщина», или даже «королева» (отсюда, например, англ. queen), а затем распространили на квенов-финнов все атрибуты древних амазонок. Надо полагать, что по такой же схеме происходило и превращение вепсов в «албанов». Как мы увидим ниже на некоторых картах даже XV—XVI вв. Белую Русь помещали рядом со «страной амазонок», что вряд ли можно счесть простым совпадением.
Если такое гипотетическое образование, как протогосударство вепсов во главе с Синеусом (или другими варягами) и не является лишь плодом фантазии, период его существования не был продолжительным. Ведь оно было поглощено государством с центром в Старой Ладоге, и потом и в Новгороде, созданном восточными славянами при активном участии той же руси. Кстати, колыбель государственности Древней Руси, район Старой Ладоги (Aldeigjuborg) и Аланца (Alaborg) – южный и восточный берега Ладожского озера – был, по крайней мере, в донормандский период, самым густонаселенным со всей области расселения вепсов. Отметим, что «аланов» — один из вариантов названия албанов у Адама Бременского — часто связывают именно с Аланцем. Вряд ли Адам адекватно представлял себе такой отдаленный от Балтики район, как Белое озеро. Ему, скорее, могли быть известны «албаны» на Ладоге. Согласно «Саге о Хальвдане, сыне Эйстейна», Эйнстейн, который якобы руководил Ладогой, отдал своему приемному сыну Ульфкелю «ярлство» Alaborg, границы которого доходили до Биармии. В начальную Белую Русь, если наша реконструкция верна, входило также «ярлство» Белого озера (возможно, включая и Ростов), другими словами, все те земли на юго-запад от Биармии, где русь чувствовала себя хозяином. Существует также версия, на наш взгляд логичная, что под названием Alaborg скрывается именно Белое озеро. Во всяком случае, и Alaborg, и alani Адама Бременского показывают на примерно один и тот же регион Русского Севера, восходящий к финскому alanko – «низина».
Обсуждение · Нет других отзывов
Оставить свой отзыв