На почему ареал названия Албания у средневековых географов расширился так далеко на север? Ведь, несмотря на фантастичность приведенных выше сведений, в них можно выделить зерно конкретной информации, которая однозначно указывает на Европейский Север. Слухи и лютых собаках возникли, видимо, под впечатлением от широкого использования северными народами собак – ездовых и охотничьих; информация о том, что жители Албании лучше видят ночью, чем днем – искаженный отклик сведений о полярных ночах.
Не секрет, что фантастически атрибуты Албании (люди, рождающиеся седыми, огромные собаки и т.д.) просачиваются в европейские традиции, начиная с 9-й книги «Этимологий» ученого-энциклопедиста VII в. Исидора Севильского. «Этимологии» оказали чуть ли не наибольшее влияние на формирование системы географических представлений средневековья – «христианской топографии». Основанная не столько на опыте, сколько на буквально-наивной интерпретации библейских текстов, это догматичная картина мира коренным образом отличалась от современной. И современное толкование любых географических терминов средневековья возможно только в контексте этой системы представлений. Именно у Исидора, если не непосредственно, то через работу французского писателя XII в. Гонория Августодунского «Про образ мира» (De imagine mundi) заимствовали сведения об Албании средневековые схоласты. Приведенное выше описание Албании было общим местом, переходившим от одного автора к другому. Даже в конце XV в. оно встречается, например, в «Мировой хронике» Хартмана Шеделя (1493). Показательно, что именно таким образом, как и у Исидора, Гонория и их последователей, ? от цвета волос и кожи – выводили и название Белая Русь в первых попытках его объяснения.
Античными авторами (их идеи приняли и средневековые схоласты) Каспийское море, на побережье которого находилась настоящая Албания, считалось заливом Северного океана. Именно так, на самом севере, Каспий представлен на самой известной средневековой карте – Эбсторфской и многих других. В той же картине мира Меотийское озеро или «болото» (Азовское море) выдавалось далеко на север, достигая 55 ° с.ш., и расстояние от него до Балтики представлялось в 2-3 раза меньшим, чем в действительности, ? как во времена Колумба окружность земного шара. Известный географ Страбон (64/63 до н.э. — 23/24 н.э.) сомневался, могут ли выжить люди в холодной пустыне, которая якобы лежит на север от роксоланов, которые жили над Меотидой. Авидий был убежден, что именно там лежит «последняя земля» (ultima terra). Согласно Плинию Старшему (23 или 24 — 79) Азовское море находилось совсем рядом с Северным океаном, возможно, даже было его притоком.
Лучше понять представления средневековых авторов про локализацию Албаниипозволяет произведение северогерманского хрониста Адама Бременского «Деяния епископов Гамбургской церкви» (Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum, около 1075).
Согласно Адаму: «Там [на Руси] есть те, кто называется Аланы или Албаны (Alani vel Albani), которые на их собственном языке называются Вицци (Wizzi), чрезвычайно жестокие разбойники и злодеи, которые рождаются седыми, упомянуты Солином». В другом месте он пишет: «Тому, кто возвращается с севера до устья Балтийского залива, сначала на дороге встречаются Норманны (Nortmanni), затем Скония (Sconia), часть датской земли над которой на продолжительном промежутке живут готы до самой Бирки (ad Bircam).. После этого на обширном пространстве царят свеи до самой Страны Женщин (terra feminarum). Над этими последними, как утверждают, живут Вицци (Wizzi), Мера (Mirri), Емь (Lami), Чуть (Scuti) и Турки (Turci) до самой Руси (usque ad Ruzziam),на чем и заканчивается этот морской залив. Южным берегом этого моря владеют славяне (Sclavi), а северный принадлежит шведам (Suedi).
Теперь большинство комментаторов Адама Бременского соглашаются, что его аlbani–wizzi – это вепсы, чье название у носителей германских языков ассоциировалось со словом «белый» (нем. wiz/weiss и лат. albus — “белый”). Остатки этого народа финской языковой группы, по пигментации одной из самых светлых этнических групп в бывшем СССР, до сих пор живут к югу от Онежского озера. Родственные карелам, вепсы были их непосредственными соседями на юго-востоке. Изначальная территория, заселенная ими, была довольно значительной, и ее невозможно было обойти путешественникам водными путями из Балтийского бассейна на Волгу. Поэтому известность сравнительно немногочисленной народности, не стоявшей к тому же на высокой ступени развития, была на удивление широкой и не ограничивалась Балтийским регионом. Датский историк Саксон Граматик в 1220-х упоминал народ visinnus. Начиная с Ибн Фадлана (921—922 г.), мусульманские писатели вплоть до XIV в. сообщали о «стране Вису» («Ису», «Весу»), которая на рубеже I и II вв. играла значительную роль в транзитной торговле между Европейским Севером и странами мусульманского Востока. В дальнейшем вепсы быстро ассимилировались – карелами, коми и особенно русскими.
Адам, безусловно, знал «Этимологии» Исидора и не мог оспаривать их авторитет. Он, возможно, решил расширить и уточнить их, спроецировав на реально существующий народ Европейского Севера. В этом свете сообщение Descriptiones terrarum, о том, что брат Вайслан встретился на Белой Руси с карелами, также не выглядит случайным. Термин Alba Ruscia, как нам кажется, в контексте этого трактата может означать «часть Руси, которая когда-то была Албанией», т.е. страной «албанов» — «висов» — «вепсов». Вайслан, возможно, был одним из католических миссионеров, которые активно действовали на Северо-Западной Руси в середине ХIII в. Незадолго до гибели князя Ярослава Всеволодовича в Орде (1246 г.) им почти удалось склонить его к принятию католичества. Титул Альберта II в надежде на быстрый переход Руси в католичество был в 1247 г. расширен и стал читаться как «архиепископ Руси, Ливонии и Эстонии». Пытаясь закрепить эфемерный «успех», в 1248 г. папа Иннокентий IV убеждал Александра Невского, ссылаясь на пример его отца Ярослава, сменить вероисповедание и разрешить строительство католического собора в Пскове. Некоторые историки, ошибочно приписывая Александру склонность к таким шагам, в связи с этим говорят даже о так называемой «Суздальской унии». Вряд ли можно согласиться с идеей о существовании такой унии, однако в Риме ХIII в. возможность ее заключения должна была оцениваться крайне оптимистично. Отсюда и повышенный интерес к далекой Руси, интерес, которому мы, возможно и обязаны возникновение (или, во всяком случае, закреплением) хоронима Белая Русь.
Можно считать, что этот хороним был потенциально заложен уже у самого Адама Бременского, когда он своих албанов помещал в Ruzzia, что значит «на Руси». Чрезвычайно светлый цвет волос и глаз албанов, который так поразил информаторов Адама, также причастен к возникновению терминов Албания – Белая Русь. В этом свете наиболее распространенная в прошлом, казалось бы, примитивная «антропологическая» версия происхождения Белой Руси является, как ни странно, самой исторически обоснованной. Светлая пигментация не была, однако, единственной причиной названия вепсов по-латински albani, а их страны ? Albania. Главную роль тут сыграли параллели с «Этимологиями» Исидора и схожесть названия wizzi с немецким wiz / weiss. Это не единственный случай такого рода «цветной» этимологии в средневековье. Примерно в это же время французы ошибочно назвали греков gris, т.е. «серыми» (правильно: grecs).
Обсуждение · Нет других отзывов
Оставить свой отзыв